История одежды-часть II.

История создания и развития детской одежды.

   Были времена, когда детская одежда и одежда взрослых  особо не различались. В ней никак не учитывались особенности детской фигуры, ее порой, слишком перегружали какими-то декоративными элементами, включая корсеты и прочие взрослые аксессуары, и потому она не выполняла свои прямые функции, не была приспособлена к темпераменту ребенка, но придавала им карикатурный, гротескный вид, не давая нормально развиваться молодому организму.  XVIII век внес свои коррективы и стал своего рода переломным моментом в формировании детской одежды. Примерно в 1780  году впервые в истории детей одели в рациональную, сшитую специально для них одежду.

   На развитие детской одежды большое влияние оказала английская мода. Во Франции детей одевали в удобные  и легкие платьица, которые были как нельзя лучше приспособлены к детскому взрасту. Детские костюмы шили часто из бархата, отделывали белоснежными кружевными воротничками, жабо и манжетами. В XIX веке интерес к детской одежде не ослабевал, а, наоборот, набирал обороты, ко всему, в это время появилась одежда для детей, разделенная по цветовой гамме. Для девочек - розовые тона, для мальчиков - голубые. В этот период стал очень моден стиль ампир, когда платья девочек были длиной до колен, а из-под подола выглядывали панталончики; в одежде мальчиков превалировали и штанишки с воланами и короткие туники, которые сменились матросскими костюмчиками.  Однако более-менее глобальные изменения пришли лишь в XX веке, когда одежду стали шить, исходя из индивидуальных особенностей и потребностей ребенка. Девочки уже носят брюки, джинсы. Превалируют яркие футболки, курточки, ветровки, ботинки без каблучков, кроссовки, кеды. Одежда пользуется бешеной популярностью, именно из-за своего удобства, которое является неизменным атрибутом  активного образа ребенка.

XXI век принес новые модные веяния, детская одежда претерпевает значительные изменения, она становится яркой, многообразной, украшенной различными аппликациями и вышивкой. Параллельно активно развивается моделирование одежды для праздников: бальные платья для девочек, строгие джентльменские костюмы с галстуком-бабочкой для мальчиков. И родители уже более тщательно следят за модными достижениями детской молодежной индустрии. Итак, история одежды с древнейших времен и современности является своеобразным зеркалом, в котором отражена не только история человечества. но и история стран и целых народов.

   Рассмотрим историю одежды некоторых народов более подробно. Начнем с древнего Египта.

  Основной пошивочный материал, который использовали древние египтяне для изготовления одежды, был лен. Многие крестьяне занимались исключительно его выращиванием на своих полях. У богатых людей были такие поля, и у фараонов, кстати, тоже. Выращивание и сбор льна  был довольно нелегким делом. Лен вытаскивается из земли вместе с корнями, и именно поэтому данная работа считалась исключительно мужской, потому что она требовала больших физических усилий. Молодой лен давал самое лучшее сырье для изготовления полотен высшего качества, которыми так славился Египет, а перезрелый - шел на изготовление циновок или веревок.


   Следует заметить, что на всем протяжении нескольких тысяч лет существования Египта очень многое из искусства, культуры претерпели незначительные изменения. В том числе и одежда египтян, - в ней тоже осталось многое неизменным из тех давних времен. Египетским костюмам присущ лаконизм, простота и свобода линий, как и три тысячи лет тому назад. Благодаря жаркому климату египтяне, собственно, не особо и нуждались в одежде. К тому же обнаженное тело у жителей Нильской долины не было принятым скрывать, отсутствие одежды не воспринималось как некий вызов обществу, и не было чем-то постыдным. Почти вся одежда жителей Древнего Царства состояла из набедренной повязки - ехенти. Она закрывала тело от талии и до колен. Причем, как в наше время существует множество способов завязывания галстука, так и в то время существовало несколько способов завязывания ехенти. Делалась эта повязка из грубого льна для простолюдинов. Для богатых же ее делали из более тонкого полотна, и даже окрашивали в традиционные цвета: синий, зеленый или красный.

   Исходя их многочисленных археологических материалов, египтяне были весьма чистоплотны. Одежду часто стирали и раскладывали для просушки на солнце.  А, когда появились плиссированные ткани, египтяне изобрели специальные доски с желобами, в которые аккуратно раскладывали ткань, складочка к складочке, чтобы не испортить такую красоту.

    Если кто-то заинтересуется данной культурой, то сможет более подробно полистать интернет, а мы двинемся дальше, сквозь пласты Времени.

   На очереди - древняя Греция. Основным элементом греческой одежды является четырехугольное полотнище, которое пришло в культуру с севера, от племени дорийцев. Он был как для мужчин, так и для женщин и носил название "пеплос". Знакомо из уроков истории ? Итак, пеплос оборачивали вокруг тела и прихватывали на плечах специальными крелениями-заколками. Это была так называемая "дорийская" одежда, которая создавалась без определенной кройки и без шитья. Этот принцип греческой культуры актуален и по сей день во многих странах.

   Позже появился и хитон. Это своеобразная юбка-рубаха, украшением которой служили очень искусно уложенные складки и складочки, она стала господствующей одеждой в самой Греции, и через ионийский мир получила широчайшее распространение за ее пределами.

   Кстати говоря, великий Рим, совершенно беспардонно присваивал себе многие достижения Греции в различных областях культуры, в том числе и стиль одежды. Если бы в те времена существовали агентства по защите авторских прав, то Рим в мгновение ока превратился бы в греческую провинцию.

 


   Основным сырьем для изготовления одежды служил так же лен, который сильно уступал по качеству египетскому, и овечья шерсть. Прядение и ткачество в Греции было исключительно женской прерогативой. Готовую ткань отбеливали, окрашивали (как и все южане, греки очень любят яркие цветовые гаммы - зеленый, красный, оранжевый). Самыми нарядными считаются белые ткани, самыми дорогими - пурпурные. На одежде присутствует богатая ручная вышивка, нашитые золотые пластины, различные бляшки.

   Летим дальше. Средневековая Европа. В одежде, присущей средневековью, преобладали тенденции, основанные на религиозных догмах, где человеческое тело считалось греховным и потому надлежало его максимально закрывать. На стиле одежды раннего средневековья сказались великие переселения народов, которые надолго оставили свои меховые и кожаные плащи, кожаные и костяные элементы одежды, примитивную обувь, длинные и короткие туники, штаны, кожаные чулки. Крестовые походы тоже внесли свою лепту, обогатив тогдашнюю моду восточными аксессуарами.

  Следующая остановка - эпоха Возрождения и Просвещения. Одежда этой эпохи становится более комфортной и удобной, более гармоничной, как будто символизируя гармонию в самом человеке.

   Основой для одежды эпохи Просвещения становится сама природа, которая вдохновляет художников того времени. Костюмы в этом периоде естественных, спокойных очертаний, отсутствует вычурность.

   Особняком стоит история национальной одежды. В основу таких костюмов заложены одежды, которые носил простой народ, которые имеют какие-то индивидуальные различия той или иной нации. Но и эта категория одежды претерпевала многочисленные изменения, согласно эпохе, местоположения и каких-то иных факторов.

   Национальные костюмы достаточно сильно зависели от внешних влияний. Например, в начале XIX века изменился русский костюм, в нем наметились черты греческих одеяний, подпоясанных под грудью, костюм Испании повлиял на моду Франции, Нидерландов, одежду Италии.

   А теперь немного  об истории нашей, русской одежды. Одежда славян была довольна проста и однообразна. Да и какой она могла быть у народа, который жил вдали от торговых путей, да и со средствами была явная напряженка.  Значительный поворот наступил только в начале нашей эры. Стремительное развитие торговли и сети торговых путей сказалось, естественно, на славянском костюме, в их гардеробе было уже много заимствованного, особенно это было заметно у свободного класса и у знати.

   Первоначально основным  материалом для производства одежды были обработанные шкуры зверей. Этот материал удержался повсюду, где климат требовал теплой одежды, которая защищала от холода и ветров. Но тем не менее, хоть теплая одежда была нужна только в холодное время года, но любовь к мехам у славян осталась и по сей день. Меха были не только материалом для одежд, но еще и выполняла роль денежного эквивалента, как предмет роскоши. Наряду с мехами славяне с древнейших времен одевались в платье из льняного и конопляного полотна, а так же из шерсти. Кстати, остатки последних довольно часто находили в восточнославянских курганах XI—XIII веков. шелковые же ткани стали поступать на Русь только в период создания Великого Волжского Днепропетровско-Волховского торговых путей. Но для простого люда такие ткани были  невиданной роскошью. Шелк покупали или выменивали только славянские князья и знать.

 

  Мужская одежда славян (согласно всем имеющимся данным археологических изысканий) состояла из рубашки и штанов, а так же надеваемого при необходимости, плаща или подобия свиты (кафтана). Рубахи русичей были туникообразного покроя с прямыми длинными рукавами, на груди рубаха имела вышитую вставку. Поверх рубахи надевался пояс. Штаны у славян именовались ноговицы. Поверх нательных одеяний были более тяжелые верхние одежды, вероятно, именно они послужили прообразом наших современных пальто и плащей. Верхняя одежда, как правило, отделывалась мехом, либо мех подшивали вовнутрь, и тогда это уже была полноценная шуба, которая сменила славянское название кожух на восточное.

  Анализируя древнерусские изображения на миниатюрах, в старинных книгах, можно увидеть мягкие полусферические шапки, отделанные мехом - отличительный признак княжеского рода, больше никто из русичей не носил таких шапок. Большое внимание уделялось поясам. Они шились и плелись из различных материалов. Вообще, пояс на Руси исполнял роль некого кошелька, где хранилось множество нужных для человека вещей.

 Ну и обувь славян. Основным видом несомненно были башмаки, которые изготавливались из кожи. В общеславянский период их называли черевиками. некоторые виды таких башмаков шнуровались. Шились и мягкие сапоги с узкими носами, расшитые золотыми и серебряными нитями. Но это опять-таки была привилегия знатного сословия.


 Женская одежда славян состояла из рубахи, которая отличалась от мужской лишь большей длиной, да более богатой вышивкой. Зимой женщины защищали себя от холода поневами, своего рода плотными передниками, прикрывающими нижнюю часть тела сзади и с боков. Верхняя же одежда в быту русских крестьян мало чем отличалась друг от друга. Ну, разве только снова той же вышивкой и отделкой. Зато головные уборы славянок были на загляденье роскошны и разнообразны. Высокие кокошники, налобные венчики, височные украшения, наушники. Все это было изукрашено бисером и жемчугом, самоцветными камнями, разнообразными бусинами и бляшками из серебра, бронзы и золота.


  Современная одежда обладает множеством свойств, которые в конце-концов отфильтровались и устоялись: удобство, комфорт, элегантность. Современные материалы позволяют изготавливать легкую и яркую одежду, как для взрослых, так и для детей. Нам остается лишь мысленно поблагодарить наших пращуров, наших далеких предков, благодаря мастерству которых мы имеем самую лучшую одежду.