История одежды-часть I.

   Путешествие в глубины истории одежды.


   Мы приглашаем совершить увлекательное путешествие в прошлое, в глубины истории. Тема нашего маршрута - Одежда. От истоков ее рождения - к сегодняшнему дню. Как и когда появилась одежда, откуда к нам пришли курточки, брюки, платья, свитера и кофточки. Из каких материалов создавали свои одежды наши предки: от травы, шкур и льна, до современного флиса. В общем, все (или почти все) о платьях, костюмах, куртках, пальто, брюках, свитерах, джемперах и о многом другом.



   Итак, поговорим на такую интересную тему, как одежда. Поговорим о том, как она зародилась, что происходило с ней на протяжении всего эволюционного периода человечества.

   Одежда - это совокупность изделий, которые человек надевает с целью обезопасить свое довольно уязвимое тело от погодных условий (снег, дождь, холод, жара), от насекомых, токсичных веществ. Но помимо защитных функций одежда выполняет эстетические функции. К тому же, в зависимости от расы, вероисповеданий, географического расположения, различные ее элементы наделены разнообразным культурным, культовым и социальным значением. Традиционно одежда соответствует полу человека, его социальному статусу, возрасту, характеру, эстетическому вкусу, национальным традициям. Органически сливаясь с физическим обликом человека, одежда формирует его в соответствии с общественными эстетическими и нравственными идеалами.


   Благодаря археологическим изысканиям, мы знаем, что одежда появилась на самых ранних этапах  развития человеческого общества. Примерно, 40 - 50 тысяч лет назад, в эпоху палеолита, наши пращуры уже пользовались костяными иглами, умели сшивать шкуры добытых животных, сплетали и связывали различные природные материалы - листья, траву, тростник, придавая им желаемую форму.   А вот обувь появилась гораздо позже, и, судя по всему, использовалась она меньше, чем другие элементы одежды.


   Почти невозможно определить, какая же из функций одежды более древняя: защитная или декоративная. Древние фрески, датируемые четвертым тысячелетием до нашей эры, донесли до нас тот факт, что одежду в те времена носили лишь люди знатных сословий, остальные же обходились минимумом, а то и вовсе ходили обнаженными.

   Но климат на планете менялся, менялся и образ жизни людей. Вместе с этим усиливалась защитная и практичная функция одежды. Прямым прототипом и предшественником одежды можно вполне обоснованно считать татуировку, окрашивание частей тела и всего тела рисунками, магическими знаками, - всем этим люди стремились оградить и защитить себя от злых духов, от всего того, чему они не могли дать четкого объяснения. Позже рисунки переносились на выделанные шкуры и некое подобие ткани. Например, клетчатая татуировка древних кельтов стала национальным узором шотландской ткани. Нельзя не упомянуть о большой роли украшений, которые в совокупности вместе с прической, с той же татуировкой, головным убором составляли полный костюм первобытного человека. Ожерелья из костей и зубов убитых животных, из камней с выбитыми на них магическими рисунками свидетельствовали о храбрости, доблести, знатности того, кто их носит.

   Формы тела и образ жизни первобытного человека определили самые первые, довольно примитивные формы одежды. Изначально прямоугольные куски шкур или сплетенные из растительных компонентов полотнища набрасывали на плечи, обматывали вокруг тела по диагонали или по спирали. Так появился один из основных типов одежды: драпирующая одежда.

   Время шло. Менялись стереотипы, мышление, и вот появляется более сложная форма одежды - так называемая накладная одежда. Она могла быть как глухой, так и распашной. Ткань начали сшивать по бокам, оставляя прорези для рук и для головы. Такую одежду надевали через голову, в то время, как распашная имела разрез спереди сверху донизу. Следует отметить, что данные формы одежды не потеряли своей актуальности и сегодня.

   Вообще, надо отдать должное человеческой изобретательности. В ход шло все: шкуры животных, листья, трава, сухожилия животных, раковины, камни, кости. Позднее, когда началось приручение и разведение животных, человек научился скручивать шерсть и животный волос в длинные нити. Египтяне научились выращивать в долине Нила лен и ткать из него легкую материю.

   В районах, где климат был суровый, одежда закрывала практически все тело. Она была более узкой, более плотной. именно оттуда  пришли такие привычные нам вещи, как брюки, туники.

   Как только люди научились делать ткани, всему облику одежды стали придавать очень большое значение. Здесь учитывалось все: красота и завершенность линий, сочетание тканей, оттенков. Богатели города Востока, там начинают производить сказочные арабские ткани, легчайшие китайские шелка. Правители издают указы, запрещающие простолюдинам носить платья из дорогих тканей, а жемчуга и меха, тем более, под запретом. По одежде легко различить горожан по профессии. Например, врачи древней Англии носили темно-синие и голубые цвета, судейские чиновники - двухцветную одежду и головные уборы. Ремесленников можно было вычислить по кожаным кошелькам, поясам, ножнам, отделанных серебром.

   В эпоху Возрождения Франция становится законодательницей мод. Французский двор, упакованный в шелка и бархат - это политический  и культурный центр древней Европы. Мушкетеры короля небрежно поправляют кружевные воротники и манжеты, и хранят на груди, у сердец, нежные батистовые платочки своих дам.

   И вновь карета Времени летит сквозь витки истории. Постепенно исчезает пестрота в одежде, сложные фасоны уступают место более простым, практичным. Оно и не мудрено, в автомобиль или трамвай проблематично сесть в платье с юбкой на фижмах.

   И, тем не менее, некоторые национальные традиции одежда все же сохранила.

  Например, ненцы и эскимосы и сейчас ходят в меховых малицах и унтах. А в Египте у феллахов до сих пор сохранился передник и накидка на плечи, точно такие же, как много-много веков назад. В будущем, скорее всего, одежда станет еще удобнее, и все же в ней каждый народ сохранит свои национальные штрихи, которые выгодно подчеркивают природную красоту человека.

   Кстати, о кринолинах. Зачем и почему женщины залезали в эту клетку? Начнем издалека. Итак, несколько веков назад, когда еще не были изобретены прядильные машины, и шерсть, лен, хлопок обрабатывались вручную, получаемые кустарным способом ткани были намного тоще, чем мы их видим сейчас. Нижнее белье шить из таких грубых тканей было верхом безумия, оно при соприкосновении с кожей натирало, чем, очевидно,  доставляла весьма ощутимый дискомфорт. Так вот, чтобы избавиться от неприятных ощущений, и, чтобы не замерзнуть, люди стали носить более свободную одежду, в которой, конечно, было не так удобно, она сковывала движения. Мужской костюм средневековья, как правило, в нижней части состоял из  коротких штанов до колена и сапог, а сверху была льняная рубаха, поверх которой надевался плотный кафтан. Женская одежда предусматривала несколько юбок, внутрь надевали самую тонкую, а поверх - потолще. Юбки шились длинными до земли, тем самым защищали от холода и ветра.

   Эта мода оказалась весьма устойчивой даже перед завозными шелковыми и хлопковыми тканями. Из шелка стали шить чулки. И, как бы это ни показалось нам странным, чулки первыми стали носить мужчины, которым это нововведение позволило избавиться от тяжелых сапог и переодеться в туфли, которые как нельзя лучше подходили к бальным танцам.

   Моде, как и женщина, совершенно непредсказуема и весьма капризна. Сегодня она кутается в меха, а завтра ей подавай кисею. С приходом XVII века, когда климат кардинально изменился по сравнению с доисторической эпохой, и даже по сравнению с более поздним периодом, необходимость в надевании множества юбок отпала. В это время широкое распространение получили хлопковые ткани, которые окрашивались в богатую гамму цветовых оттенков. Был изобретен бюстгальтер, который придавал форму и подчеркивал прелести  даже там, где на них не было даже и намека. Говорят, что первооткрывателями стали голландские швейных дел мастера, которым, в свою очередь подали идею моряки, которые избороздили моря-океаны, побывали в заморских странах и очень красочно описывали одно из первобытных племен, где женщины обвязывали грудь широкими лентами, чтобы не поранить нежную часть тела во время охоты в джунглях.

  Эта интимная принадлежность женского туалета быстро завоевала популярность и стало неотъемлемой частью женского гардероба. С тех пор его конструкция постоянно менялась, усовершенствовалась. Современный бюстгальтер был предложен в 1914 году внучкой изобретателя парохода Роберта Фултона - Кейр Кроссби.

   Но мы отвлеклись от юбок. Итак, чтобы заставить юбки сидеть безупречно на женской фигуре, был изобретен специальный каркас, этакая клетка, которая надевалась прямо на нижнее белье и крепилась специальными тесемками. Поверх кринолина надевали юбку или платье, которые так эффектно ниспадали до самого пола. Легкий кринолин, несомненно, был гораздо удобнее, чем несколько тяжелых, простеганных конским волосом юбок, надетых одна на одну. Теперь становится совершенно ясно, почему женщины так были рады забраться в клетку, которую сделали для них тогдашние зайцевы и юдашкины, которые уже тогда знали точно, что внешний облик весьма красочно и подробно может рассказать о человеке или, наоборот, скрыть его индивидуальность. И что в конструировании этого завершенного образа мелочей быть не может. Иными словами, одежда - это не просто платье или костюм, а это целая симфония вещей, которая, согласовываясь с остальными предметами (обувь, ремень, перчатки, сумочки, шляпки), образует гармоничное звучание. Здесь не имеется в виду, что вся одежда призвана быть только такой. Например, издревле у артистов, скоморохов одежда была гротескная, вызывающая удивление и даже шок. Впрочем, современный шоу-бизнес с успехом делает это и сегодня.

  Поскольку речь пошла о моде, нельзя не упомянуть символ французской моды - Коко Шанель. Двадцатилетняя девушка приехала в Париж в 1903 году, но смогла устроиться на работу лишь  в небольшой магазинчик, где торговали готовым трикотажем. Как и многие ее сверстницы, Шанель мечтала об актерской карьере и даже несколько лет проработала в варьете. Именно оттуда и сохранилось на всю ее жизнь игривое и кокетливое прозвище - Коко. Вначале так ее называли друзья, а чуть позже уже вся Франция. Развод с первым мужем оставил Шанель шляпный магазин и массу знакомств в огромном торговом океане. С этого магазина и начался ее взлет, ее карьера. Это ей принадлежит ставшая крылатой фраза: "Не забывай, что внутри платья - женщина". Потому-то ее платья всегда были просты, изящны и многофункциональны, их можно было бы надеть и на работу, и в театр, что мгновенно повлияло на стремительный взлет их популярности.

  Мадам Коко обладала природным даром дизайнера, она придумала такие модели, которые не сходили с подиумов и не исчезали из шкафов модниц в течение столетия, при этом она использовала лишь незначительное усовершенствование привычных уже нарядов. Что стоит одно только маленькое черное платье! Это был ее "конёк", ее секрет. К тому же Шанель всегда старалась использовать необычные, нетрадиционные ткани, ткани, к которым другие модельеры не обращались: трикотаж, твид, фланель. Вот это и послужило отличительным признаком, неповторимости коллекций Коко Шанель, которые были не только элегантны, но еще и удобны для носки, и практичны. Как настоящий художник, Шанель прекрасно осознавала, что женщину надо одевать не просто красиво, и практично, но и создавать определенный гармоничный облик современной женщины, это и подтолкнуло ее одной из первых продавать всевозможные аксессуары. Придуманные ею духи "Шанель № 5" до сих пор являются самым популярным в мире ароматом.

Продолжение читайте тут-->